АРКТИКА
15:20 / 28 декабря 2021
184

Русский север: Традиции. Преемственность. Память.

Под таким названием 18-19 ноября в Институте русской литературы РАН в Санкт-Петербурге прошла всероссийская конференция с международным участием. На ней, помимо массы различных увлекательных тем, поднимались и наши. А рассказывали о лешуконских традициях наши землячки. О том, как это было – в нашем материале.

Конференция проводилась в рамках реализации социально значимого проекта «Русский Север: Традиции. Преемственность. Память» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

На Конференции с докладами выступили 26 исследователей традиционной культуры Русского Севера из России: Архангельска, Соловков, Санкт-Петербурга и Вологодской области, том числе с презентацией изданий фольклорно-этнографических материалов по Русскому Северу, подготовленных при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

Одной из докладчиц прошедшей конференции была Юля Стрельникова, выпускница Лешуконской средней школы. Сейчас она является преподавателем Хорового училища Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Юля представила работу под названием «Кресты Лешуконии: традиция и её возрождение». Обучение в вузе девушка посвятила изучению истории, в том числе и исследованию родного края. В своем докладе она подробно рассказала, как и почему на Лешуконской земле начали появляться кресты, какое значение они несли и кому принадлежали. В этом, на первый взгляд, простом вопросе оказалось очень много подводных камней и интересных фактов. Доклад хоть и научный, но воспринимался очень легко – его было приятно слушать всем присутствующим на конференции, в этом большая заслуга Юлии. За 10 минут, отведенных для выступления, раскрывается история появления крестов на Русском Севере, отдельно предоставляется информация и об их разновидностях.

Обетные кресты ставились в память о каком-то событии или иначе «по обету», то есть по обещанию. Один из примеров – Татьянин крест в Койнасе. «Рассказывают, что прежде на холме, где крест сейчас стоит, была гарь – место, расчищенное под покос – пишет Юля. - У владельца этой гари Петра Даниловича Лешукова была жена по имени Татьяна. Однажды она тяжело заболела, и муж повез Татьяну в Коми, потому как поблизости церквей не было, и дал обет, что если выздоровеет жена, то он поставит крест на своей пашне. Татьяна поправилась, и муж выполнил данный прежде обет – поставил крест на своей чищеннице».

Памятные кресты обычно размещали на местах разрушенных церквей, часовен или знаковых событий. На нашей территории ярким примером является крест трём девицам, расположенный в Белощелье. В докладе Юля рассказала историю этого объекта: «Старожилы рассказывают, что жил когда-то в Белощелье пришлый человек, никто не помнит, откуда и как зовут. Был тот человек богатый и имел трёх дочерей красавиц. Только пошли они однажды в лес и заблудились. Долго их искали, молились и об их возвращении, а нашлись они на берегу Мезени у Верхней Сези, но уже мёртвые. Там сёстры похоронены, и крест там поставлен. К этому кресту, «к трём девицам» часто приходят жители окрестных деревень со своими бедами, просьбами и радостями, а молодые девушки с просьбой об удачном замужестве». Подобных крестов очень много по району: они есть в Койнасе, Лебском, Малой Нисогоре и других деревнях и селах.

За время существования на нашей земле поселений накопилось очень много традиций и преданий, связанных с крестами. Некоторые сохранились и до наших времен. «Кресты обетные в последние времена ставили как умели, иногда пытались соблюдать пропорции, а в основном на глазок», – рассказывает Юля. Одним из таких является крест у магазина «Радуга», который изготовил Виктор Кузнецов. «Заказали крест владельцы магазина Вера Ивановна и Виктор Михайлович Поповы – сказано в докладе. Думали об этом давно, потому что стоит их магазин на месте часовни святого Модеста. Конечно, когда начали строить, то и следа часовни не оставалось, а память была. Вот и решили поставить крест».

Большой вклад в развитие воздвижения крестов в Лешуконском районе внёс Александр Карпов – резчик по дереву, Соловецкий выученик. Вместе с братом построили всем известную часовню у кладбища. Конечно, не без помощи неравнодушных жителей: кто-то помогал деньгами, кто-то стройматериалами, а кто-то и добрым словом. Но в такой момент абсолютно точно важна всякая помощь. Кресты, кропотливая работа Александра Анатольевича, на сегодняшний день находятся во многих поселениях нашего района: в Кельчемгоре, Палуге, Березнике, Пылеме, Едоме, Юроме, Каращелье. И это далеко не весь список деревень, где была возрождена традиция установки крестов – таких важных символов для нашего северного народа.

Юля резюмирует: «…значение креста в жизни русского человека своего смысла не утратило. Были времена, когда почитание крестов шло на убыль, но совсем не исчезало никогда, а при возникновении благоприятных условий возрождалось с новой силой. Сам процесс возрождения мы сейчас наблюдаем на примерах обновления старых крестов и установки новых на всей территории Лешуконского района».

В целом у девушки остались очень хорошие впечатления о конференции: «Я на неё попала неожиданно: по «наводке» мамы со мной связалась одна исследовательница и предложила выступить с докладом. Я решила, что это хороший шанс проявить себя в научной деятельности, тем более, что наработки у меня были со школы. Трудно представить себе любую деревню нашего края, в которой бы не было такого креста. Эти прекрасные резные свидетельства о вере не только дань традиции, это наша история, память о предках и напоминание о том, что в самой тяжелой жизненной ситуации всегда есть высшая инстанция, в которую можно обратиться за помощью».

Выступление на конференции стало приятной неожиданностью и для Татьяны Гольчиковой – учителя истории Лешуконской средней школы. Ее доклад об особенностях похоронно-поминального обряда Лешуконского района оставил после себя восторженные отзывы организаторов и участников площадки. По словам Татьяны, сбором и обработкой данных она занималась в период обучения на историческом факультете вуза: «С первого по пятый курс университета я занималась интересной для меня темой – изучением культуры Русского Севера, в частности и Лешуконского района. Особенно интересным для меня с точки зрения изучения была культура поминальных обрядов».

За время исследовательской работы Татьяна смогла записать множество уникальных текстовых материалов: это были те самые плачи, которые исполнялись нашими предками во время похоронных обрядов. Именно благодаря поездкам исследовательницы по труднодоступным деревням Лешуконского района удалось записать эти тексты «из первых уст». Была проделано по-настоящему большая и кропотливая работа, которую Татьяна и представила на конференции. В этом её поддержала и директор Лешуконской школы Н.А. Сокотова: она предложила встретиться с научными сотрудниками фольклорно-этнографической экспедиции, а её руководитель Е.В. Самойлова пригласила на конференцию.

Педагог с удовольствием передала свои наработки коллегам из Института Русской литературы РАН для дальнейшего изучения и сохранения уникальных материалов. «Я очень рада, что смогла принять участие в конференции такого уровня, рассказать о важной части истории родного края и послушать именитых исследователей и кандидатов наук», – делится впечатлениями Татьяна Геннадьевна.

Подобные научные события позитивно влияют на изучение и развитие традиций, которые постепенно предаются забвению. Такова наша жизнь и время неумолимо движется вперед. Несмотря на это, многие традиции сохраняются и преумножаются, а некоторые обретают новое прочтение и по-новому отзываются в сердцах современного поколения. Помнить прошлое очень важно, ведь, как известно, «без прошло нет будущего».

Руслан Желомко.

 

Похожие материалы

Раздел не найден.

Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.