НАУКА
17:00 / 07 сентября 2023
5995

Обед 351 раз в день. Подведены итоги областного конкурса юношеских исследовательских работ имени М. В. Ломоносова.

Среди победителей - ученица Устьвашской средней школы Анастасия Парыгина. Она и ее мама Наталья Валерьевна, которая выступила в роли научного руководителя, поделились своими впечатлениями от участия в проекте и планами на будущее.

Областной конкурс юношеских исследовательских работ и проектов имени М.В. Ломоносова Кенозерский национальный парк проводит уже 21 год. За это время участие в нем приняли более 4000 человек. Исследовательские работы школьники готовят по двум направлениям: гуманитарное и естественно-научное. За каждой работой, поданной на конкурс, стоит талантливый педагог.

Соучредителями конкурса выступают правительство и министерство образования Архангельской области, межрегиональный Ломоносовский фонд, вузы областного центра.

Семья Парыгиных уже не первый год занимается различными исследованиями, представляет их на разных площадках. В прошлом году они также принимали участие в этом конкурсе.

- Моя старшая дочь Елена в Ломоносовском конкурсе участвовала дважды – в 2014 и 2018 году, поэтому мы с Настей уже знали, где смотреть информацию, куда обращаться и какие нужны материалы, рассказывает Наталья Валерьевна. - Для ребенка это отличная возможность не просто выступить и представить работу, а съездить в небольшое, но интересное путешествие, посетить экскурсии, познакомиться с единомышленниками.

На первый этап, проходивший с января по май, поступило более 120 заявок от школьников со всей Архангельской области и других регионов России. Это абсолютный рекорд за все время проведения мероприятия. Конкурс состоялся в двух возрастных группах (10-14 и 15-17 лет) по естественнонаучному и гуманитарному направлениям. Участие приняли как самостоятельные исследователи, так и авторские коллективы.

По итогам к участию во втором туре «Ломоносовских чтений» были допущены 30 работ, что интересно, все участники – жители нашей области. Авторы лучших работ собрались в деревне Масельге Каргопольского сектора Кенозерского парка, чтобы презентовать результаты своих исследований и побороться за призовые места. География участников в этом году обширна: Вилегодский, Мезенский, Лешуконский, Котласский, Верхнетоемский, Холмогорский, Вельский, Плесецкий районы, а также города Архангельск и Северодвинск.

В течение двух дней юные исследователи презентовали свои работы. В каждой возрастной группе были определены победители и призёры, самые интересные работы отмечены специальными номинациями. В состав жюри вошли преподаватели и научные сотрудники Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова и исследовательских институтов Архангельска.

Анастасия Парыгина, в прошлом году получившая приз в номинации «За лучшую работу, представленную сельской школой», продолжила наблюдать за птицами. В этом году объектом исследования стал дрозд-рябинник. Опыт наблюдений и чуткое руководство наставника помогли Анастасии стать победителем в младшей возрастной группе.

- По сравнению с прошлым годом программа была насыщеннее: мы каждый день ходили на интересные экскурсии, получали новые знания, вечером сидели у костра и обсуждали день. Очень понравилось и то, что в Кенозерье можно было отвлечься от телефона и интернета, полюбоваться красивой природой, сделать красивые фотографии.

Тема исследования Анастасии – «Суточная активность и поведение дрозда рябинника в гнездовой период». Ей предстояло провести полномасштабное исследование: наблюдать за птицей, обрабатывать материалы с видеорегистратора, записывать изменения и делать выводы. Наблюдения велись в парке.

- В этом году на территории парка скосили траву и убрали кусты, из-за этого птицам негде прятаться, - отмечает Анастасия. – Наблюдениям это особо не помешало, а вот птицам ещё как. Наблюдения велись с момента постройки гнезда до взросления птенцов, когда они уже вылетели из гнезда. Результаты получены интересные: самец самку не кормит, самка ночует в гнезде, во время опасности из гнезда не вылетает, в первые дни самка обогревает птенцов, затем кормит их вместе с самцом; всего за время гнездовой жизни птенцам был принесен корм 3203 раза, от 87 до 351 раза в день, в зависимости от возраста птенцов; кормление начинается в полночь, а заканчивается в 8 часов вечера. Мы наблюдали, как самка, высиживая птенцов, когда выпал снег, 36 часов сидела на гнезде, улетев всего 2 раза на 1 минуту, чтоб найти себе корм.

- Исследовательская работа Насти – это месяц круглосуточных наблюдений, - рассказывает Наталья Валерьевна. – После этого нужно было отсмотреть весь записанный материал, систематизировать и подготовиться к выступлению на публике. Учить материал летом непросто, ведь дети обычно отдыхают в это время года.

Подруги не раз задавали Насте вопрос: «А зачем ты всё это делаешь?» Заинтересованных в этой теме ребят в Лешуконском практически нет, отчего и появляются подобные вопросы. Но Настя отмечает, что ей нравится то, чем она занимается, а попадая в круг единомышленников, становится гораздо проще общаться на темы исследования.

Работы участников очного этапа конкурса действительно были очень сильными и запоминающимися. В них ребята обращались к краеведческому материалу и архивным документам, открывали новые страницы в истории, ставили эксперименты и смогли на защите донести важность своих открытий. Значительная часть работ имеет практическую значимость и ставит новые исследовательские вопросы.

- Хочется пожелать участникам непременно продолжать исследования и находить новые форматы применения полученных результатов – комментирует очную защиту заведующая сектором отдела организации и хранения библиотечного фонда Интеллектуального центра – научной библиотеки им. Е.И. Овсянкина САФУ им. М.В. Ломоносова Анна Ширяева.

Как отметила Наталья Валерьевна: «Исследовательская деятельность школьников — трудная работа, порой, как ни печально, не находящая оценки среди одноклассников и даже друзей. Тем важнее для ребёнка оказаться в кругу ребят, которые с интересом выслушают, как ты работал над своим проектом. Лучшим подарком за проделанную исследовательскую работу является поездка в какой-то новый уголок нашей страны. Участие в Ломоносовском конкурсе представляет такую возможность. Кенозерский национальный парк — это красивейшие озёра, рассветы и закаты, луговое разнотравье и парящие над ним ласточки. Посещение этого места останется чистым воспоминанием в сердце каждого».

Семья Парыгиных довольна результатами конкурса, а также возможностью побывать в Масельге, завести новые знакомства, попутешествовать по живописным местам нашей области. По их словам, наблюдения за птицами будут продолжены, а через пару лет, возможно, Настя снова примет участие в этом конкурсе. Но тут все будет зависеть от её желания и возможностей. Мама отмечает, что через силу подобные вещи делать не нужно.

В следующем учебном году Настя, как и раньше, представит свою работу среди одноклассников и учеников других классов. Совместно проделанная работа – это огромный труд, который требует усидчивости и знания материала. И мама, и дочь прекрасно понимают, что опыт, полученный при написании и защите проекта, точно поможет школьнице в будущем при поступлении и обучении в вузе.

Уникальную возможность получили участники: не только представить свои работы, но и изучить своими глазами, руками и ногами заповедное Кенозерье. Наследники Ломоносова познакомились с экологическим маршрутом «Тропа Муравейников», узнали про северную аборигенную породу лошадей на конном дворе «Мезенка». Прокатились на традиционных лекшмозерских лодочках по экологической тропе «Система пяти озёр» до Гужовской водяной мельницы.

Победители и призёры конкурса юношеских исследовательских работ и проектов имени М. В. Ломоносова получили ценные призы. Лучшие работы будут опубликованы в печатном сборнике Ломоносовского конкурса, а значит, там будет размещена и работа лешуконцев.

Руслан Желомко. Фото автора и из личного архива семьи Парыгиных.

Похожие материалы

Раздел не найден.

Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.