«ТВОИ ЛЮДИ, ЛЕШУКОНЬЕ»
10:58 / 16 ноября 2019
360

Школа жизни

- В 1965 году я закончила Лешуконскую школу. Вопрос «Куда поступать?» передо мной не стоял. С детства решила, что буду учителем. Мне нравилось учиться, я любила ходить в школу, любила учителей. Школьная жизнь была интересной. Я решила, что я вернусь в свою школу учителем. Любимые школьные предметы: история, литература, математика. Но я выбрала иностранные языки. Время учебы в школе совпало с «хрущевской оттепелью», был поднят «железный занавес», мы росли патриотами-интернационалистами, активно вели переписку со сверстниками из братских социалистических стран – ГДР, Болгарии, Чехословакии. Это и определило выбор предмета для дальнейшего изучения.

Моя старшая сестра уже училась в пединституте на историко-филологическом институте. Она предупредила меня, что факультет иностранных языков престижный, поэтому конкурс высокий, учиться тяжело, занятия проходят во вторую смену. Меня все это не смутило.

Архангельск 1965 года – это деревянный город с гремящими по рельсам трамваями. Здания пединститута показалось величественным и необыкновенным со своими арочными окнами, большими аудиториями и старинной мебелью в некоторых аудиториях: трехместные скамьи с высокими спинками, трехместные столы с бортиками спереди и по бокам. Потом узнали, что здание пединститута – бывшее здание духовной семинарии, несколько надстроенное, частично перестроенное. С обеих сторон были благоустроенные общежития.

В списках на немецкое отделение числилось более двухсот фамилий абитуриентов на 20 мест. Значит, конкурс составлял более 10 человек на место. Надо было сдать четыре вступительных экзамена. Первый экзамен был по немецкому языку. Льготой медалистки я воспользоваться не смогла. Зато хорошо сделала перевод, ответила на вопросы по тексту, рассказала тему, сделала грамматический разбор, но вот в беседе с экзаменатором сделала пару ошибок. Разговорной речи нас в школе не учили. У некоторых учителей, которые, кстати, часто менялись, не было должного образования, не было возможности обучать разговорной речи. 34 человека в классе, никакого технического оснащения урока в школе не было, уроки всего два раза в неделю, отношение администрации как к некому второстепенному предмету, учебники без соответствующих упражнений по обучению диалогу – все это не давало возможности научить говорить.

Я получила оценку «хорошо, а если бы получила «отлично», могла бы быть досрочно зачисленной на учебу. Предстояло сдать еще три экзамена: историю, сочинение, русский язык и литературу устно. Все остальные экзамены я сдала на 5. За ответ по истории даже получила благодарность от экзаменатора и приглашение поступить на историческое отделение без сдачи дальнейших двух экзаменов. Но решение стать учителем иностранных языков было твердым. Я набрала 19 баллов из 20. На зачисление шла третья. Впервые увидела ректора, о котором много слышала хороших отзывов. Это был Фруменков Георгий Георгиевич. Похвалил меня за хорошие баллы.

А дальше началась ужасно трудная учеба. Из 29 поступавших из области нас поступило только четыре человека. В комнате общежития пять человек с разных курсов и разных отделений. Учить язык надо было с проговариванием вслух, все надо было делать самой. Это дома была отдельная комната и мама рядом. Почувствовалось школьное отставание от городских сверстниц. Плохо учиться было стыдно.

Первый курс прошел почти без сна – зубрили и днем и ночью, объем заданий был высоким. А еще разные лекции, семинары, рефераты авторучкой с чернилами по совсем ненужным в жизни предметам: атеизм, в который я не верила, диомат и истмат, политэкономика социализма и капитализма. Два первых курса преподавали медицину, к которой у меня никогда душа не лежала после первого знакомства с ней в зубоврачебном кабинете нашей районной больницы.

Сейчас вот думаю, как это все мне удалось выдержать? После первого курса отсеялось по три человека из каждой группы, нас осталось по семь человек в группе. Некоторые студенты пришли из академических отпусков, перевелись из других групп и опять стали группы по 10 человек.

Ко второму курсу мы, сельские, сравнялись по знаниям с городскими, учиться стало легче.

Несмотря на занятость, умудрялись сходить в кино – на экраны вышли «Кавказская пленница», «Война и мир» и как-то от жизни отставать не хотелось. А вот читать художественную литературу времени совсем не было.

Жизнь в институте кипела: комсомольская работа, ленинские зачеты, воскресники, агитаторская работа с населением, спортивная жизнь, демонстрации 7 ноября, 1 мая. Везде успевали.

С третьего курса стали изучать английский язык. Пришла молодая и умная преподавательница после годовой стажировки в Великобритании с прекрасным знанием английского языка, с хорошей методикой преподавания. Мы уже изучали методику, но как-то в отрыве от школы, она была нам еще непонятна. Лилия Васильевна, так звали нашего преподавателя, приносила схемы, таблицы, алгоритмы и английские язык оказался для нас понятным и нетрудным. На занятия по английскому языку шли с удовольствием и радостью.

На третьем курсе нас, троих студенток, деканат выбрал войти в актив интернационального клуба моряков. Выбрали по хорошим школьным характеристикам, по отношению к учебе. Конечно, были строго изучены наши родители и семьи на предмет надежности в КГБ. В немецком языке можно было хорошо ориентироваться, много судов из ГДР, ФРГ заходило в порт за пиломатериалами. Приезжавшие на гастроли в Архангельск известные певцы всегда выступали в интерклубе. Вообще в студенческие годы мы не пропускали премьеры в областном драмтеатре и приезжавших театром из других городов.

Я всегда училась на стипендию, помогали родители и старшие братья и сестры.

Любимые преподаватели – декан Мыркин Виктор Яковлевич, преподаватель немецкого языка. Это был простой, добродушный, интересный человек, понимающий студентов, не держал дистанцию с ними. Он мог подсесть за столик к студентам в столовой, рассказать что-то интересное, рассмешить, рассказав анекдот, один из которых я до сих пор помню.

Любимый преподаватель по английскому языку Рипинская Лилия Васильевна. Как-то встретила ее в драмтеатре, она узнала меня, называет по имени. Я с удивлением спросила, как она помнит нас? Она ответила: «Вы же мои первые студенты, с которыми началась моя трудовая деятельность в пединституте. Вас было 10 человек всего. В течение трех лет по 10 часов в неделю. Как же мне вас забыть?»

Второй раз я увидела ректора Г.Г. Фруменкова на распределении. Оно для меня не было болезненным, как для других городских девочек – я знала, куда я поеду.

Студенческие годы – самое лучшее время жизни. Мне повезло учиться в очень хорошей, дружной группе, дружим до сих пор, встречаемся, созваниваемся, тепло вспоминаю родителей моих подружек, которые всегда радостно принимали в гостях, приглашали готовиться к сессии у них дома. Благодарна факультету за то, что мы состоялись и профессионально и как личности, за то, что все это было в моей жизни.

В. ПОПОВА.

Раздел не найден.

Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.