ЭТО ИНТЕРЕСНО!
9:35 / 10 мая 2024
130

75 лет назад советские парашютисты впервые совершили прыжок на Северный полюс

Журналисты любили полковника медицинской службы Виталия Воловича. Да и как его было не любить: компанейский, доброжелательный, открытый для общения. А уж столько занимательных историй знал из жизни полярников, космонавтов, врачей. Только успевай записывай за ним эти байки, правда, без всякой надежды узнать, что там правда, а что мифы.

Еще полковник всегда охотно поддерживал всякие сумасбродные экспедиции - на лыжах по дрейфующим льдам, на лодке по морям-океанам, в тайгу без еды и питья. Но тут, конечно, просматривалась своя логика, ведь Волович многие годы был самым главным специалистом по выживанию в экстремальных условиях. И опыт отважных авантюристов тоже ложился в копилку его научно-прикладных знаний. А знания эти затем находили практическое применение при составлении инструкций для космонавтов и летчиков, а также при комплектовании для них аварийно-спасательных наборов.

Неизвестно, где приземлится или приводнится летательный аппарат в случае аварийной ситуации, и как тогда спасти свою жизнь экипажу? Практически все полезные советы на сей счет принадлежали Воловичу и членам его команды.

Понятно, что служил Виталий Георгиевич в тогда совершенно закрытом НИИ авиационной и космической медицины. Институт был секретным, зато Волович, насколько я помню, всегда был публичным. А помню я его с начала 70-х. Вот такой это был необычный человек. Секретно-публичный.

Когда он облачался в военную форму, предполагавшую обязательное ношение орденских планок, то люди сведущие, глядя на его китель, застывали в оцепенении: ого какой "иконостас"! Шесть самых больших орденов плюс куча медалей! Врачей, даже военных, тогда скупо отмечали госнаградами. То есть становилось ясно: шутник и балагур Волович - птица высокого полета. Шептались за его спиной: "Говорят, еще до Гагарина в космос летал".

Но тут надо сразу внести ясность. В космос он не летал, хотя многие космонавты обязаны Воловичу и его урокам. А ордена... Вот про них я и хочу рассказать.




Фото: Из архива ИМБП

Весной 1949 года молодой военврач Волович был откомандирован в распоряжение Главного управления Северного морского пути. Организация эта имела в то время статус полувоенной, а командовал ею генерал-лейтенант морской авиации А.А. Кузнецов. Уже в первые послепобедные годы Главсевморпуть сумел развернуть в высоких широтах масштабные работы по изучению дрейфа льда, гидрологии и гидрографии, причем основным заказчиком этих исследований было минобороны. Арктика с ее Ледовитым океаном и суровыми архипелагами рассматривалась как вполне вероятный театр основных военных действий следующей мировой битвы.

Не лишенный романтических струн Виталий Волович охотно принял приглашение стать врачом засекреченной высокоширотной воздушной экспедиции и с конца марта поселился в палаточном лагере неподалеку от Северного полюса, где базировались ученые и экипажи самолетов. С собой он привез на льдину восемь ящиков медикаментов и парашют, который явно не входил в штатную структуру "аптечки". Дело в том, что к тому времени доктор уже совершил семьдесят четыре парашютных прыжка, а теперь мечтал раскрыть купол над Северным полюсом, о чем и доложил перед отправлением на север своему новому начальству.

Генерал Кузнецов, выслушав Воловича в кабинете на улице Разина (теперь Варварка), только усмехнулся и ничего в ответ не сказал.

Особой работы в ледовом лагере у доктора не было. Полярники - народ здоровый, к простудам не расположенный. Так и лежали эти восемь ящиков нераспакованными, а сверху - парашют. Но утром 9 мая Виталия вызвал в свою штабную палатку Кузнецов. Поинтересовавшись его самочувствием, спросил:

- Вы готовы осуществить свою мечту? - И пояснил: - Прыгнуть с парашютом на полюс?

- Я и без парашюта готов, - сразу ответил Волович.

- Тогда собирайтесь. Прыгать будете в паре с Андреем Медведевым - знаете такого?

Конечно, он знал Медведева, мастера спорта, на счету которого было 769 прыжков. Кузнецов пояснил, что этот опытный парашютист вылетел к ним с Северной Земли, через три-четыре часа будет в ледовом лагере, и уже отсюда на самолете Си-47 они вместе отправятся к "земной макушке".

По разработанному плану летчик Метлицкий должен был в точке полюса дать сигнал к прыжку, а затем найти подходящую для посадки ровную льдину, сесть там и забрать парашютистов на борт. Но поскольку это Арктика, где ничего гарантировать нельзя, то на всякий случай план предусматривал сброс продовольствия на пять дней и палатки.

Впоследствии Виталий Георгиевич рассказывал мне, как все происходило. Вместе с прибывшим Медведевым они тщательно уложили свои парашюты - основные и запасные. В брезентовом мешке разместили консервы, галеты, колбасу. Проверили подвеску. Готовы! Без особых проблем спустя час самолет оказался над полюсом, там сделал несколько кругов, вниз полетели дымовые шашки, чтобы определить направление и скорость ветра. Снизились до высоты шестьсот метров. Прозвучала сирена: вперед! Небольшая задержка случилась при открывании левой грузовой двери, через которую парашютистам предстояло покинуть борт, - она замерзла и никак не желала открываться. Пришлось бортмеханику зажечь кусок пакли и вот так, открытым огнем, греть упрямый замок. Получилось.


Фото: Из архива ИМБП

Погода в этот день стояла прекрасная: солнце, ясное голубое небо, температура минус пятнадцать градусов. Открывать парашюты заранее договорились после трех секунд свободного полета. Все так и вышло: сначала открыли основные, затем запасные парашюты и благополучно опустились на лед. Невдалеке сел их самолет.

Таким образом, 9 мая 1949 года в 13 часов 45 минут по московскому времени Медведев и Волович установили негласный мировой рекорд, оказавшись первыми парашютистами на Северном полюсе. А почему негласный? В те годы, как я уже говорил, все, что касалось любых работ в высоких широтах, немедля секретили. А потому полученным орденом Красного Знамени Волович не мог похвалиться даже перед близкими родственниками.

Тот парашютный десант на полюс получил такую высокую оценку, потому что вертолетов тогда не было и парашют мог стать единственным средством спасения людей

Как не мог похвалиться и орденом Ленина, которым его наградили три года спустя за участие в работе дрейфующей станции "Северный полюс-2". В отличие от папанинской "СП-1", которая прогремела на весь мир в 1937 году, эта научная база также многие годы оставались совершенно неизвестной. Будто ее и не было. Если вкратце, то ее существование и проводимые там работы диктовались сугубо стратегическими задачами, это была попытка взять под контроль кратчайшие пути доставки ядерного оружия в случае новой мировой войны.


Фото: Из архива ИМБП

И на следующей дрейфующей станции, "СП-3", которой в смысле открытости повезло больше, тоже отметился Виталий Волович. Причем отметился и как врач, и как автор слов и музыки "Полярного вальса", столь полюбившегося всем участникам северных экспедиций.

Тот парашютный десант на полюс получил такую высокую оценку, потому что вертолетов тогда не было и парашют мог стать единственным средством спасения людей, оказавшихся на дрейфующих льдах в случае аварии, например, самолета.

Кстати, и впоследствии Виталий Волович еще не раз пользовался парашютом, чтобы оказать медицинскую помощь или, как в случае с первыми космонавтами, чтобы произвести немедленный послеполетный осмотр. Он гасил купола парашютов рядом с Германом Титовым, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем, Валерием Быковским. Участвовал в экспериментах на выживаемость, которые проходили в тропиках, океане, высоких горах. Много раз рисковал своей жизнью ради спасения жизни других людей. И всегда оставался таким же доброжелательным, открытым, готовым отпустить острое словцо по любому поводу. Наверное, таким должен быть настоящий герой.


РГ

Похожие материалы

Раздел не найден.

Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.