ОБО ВСЁМ
9:35 / 09 декабря 2019
125

Еще раз о высшем образовании

За 90 лет высшего образования, как и вся наша жизнь, претерпела много изменений, конечно, в лучшую сторону. Стало больше факультетов в вузах, шире круг получаемых профессий. А главное, высшее образование стало доступным, его может получить каждый желающий.

В 30-50-е годы оно было доступным не для всех. Главная причина – невысокий жизненный уровень населения, трудное поступление, надо было сдать 4-5 вступительных экзаменов, дороги только водные. На зимние каникулы студенты домой не приезжали.

Неоднократно слышала от пенсионеров более старшего возраста, что они не смогли получить даже среднего образования, поскольку обучение в старших классах было платным. А как хотелось учиться, хорошо учились, любили школу, а родители работали в колхозе, зарплату получали ячменем, мясом и сеном для скота в личном хозяйстве. Высшее образование осталось для них несбыточной мечтой.

Специалисты с высшим образованием в то время были люди уважаемые, и не только на селе. Потому что это были профессионально грамотные люди, ответственные, с высокой культурой поведения, интеллектуальные. Об их высоком профессионализме говорит хотя бы такой факт: хирурги в районной больнице могли сделать любую операцию при свете керосиновых ламп, простерилизованными в большой кастрюле на большой плите, инструментами.

И руководители из тех специалистов были люди порядочные, уважающие своих подчиненных, старались для людей.

Говорят, сколько людей, столько мнений! В вопросах награждений, поощрений надо, несомненно, выслушать все мнения и все-таки подойти к единому объективному мнению. Еще говорят, это на награду может выдвигать себя каждый сам. Это не только не этично, но даже аморально. Уважающий себя, воспитанный человек никогда не будет так делать. Нас как-то с детства и родители, и школа учили не быть «выскочками», хвастунами, не «якать» без нужды, делать добрые дела, пусть люди похвалят тебя. Разве можно говорить о служении «однажды выбранной профессии», если человек сменил несколько профессий, поработав в разных организациях, предприятиях, подбирая «местечко потеплее», где можно мало работать и много получать, думать о своем благополучии, забыв о простых людях.

Примером верности «однажды выбранной профессии» я бы назвала Шмакову Т.П. Она одна из первых учителей иностранного языка с высшим образованием вернулась в родной район, начала педагогический стаж в самом конце 50-х в Олемской семилетке, продолжила его в Лешуконской средней школе, отдав любимому делу более 40 лет жизни. Тамара Павловна – моя старшая коллега по работе. Мы были с ней бок о бок свыше 30 лет. Из-за вечной нехватки учителей иностранных языков, мы всегда работали на 1,5 ставки, это по 5-6 уроков, разбросанных по двум сменам. Однако Тамара Павловна успевала большую общественную работу: то она профсоюзный лидер, то партийный. Многие годы – бессменный руководитель районного методического объединения учителей иностранных языков, активная участница художественной самодеятельности. Т.П. Шмакова много лет работала над совершенствованием методики обучения, постоянно ездила на курсы повышения квалификации. Она создала и оформила кабинет немецкого языка, в котором даже стены учили детей. Я всегда брала с нее пример, тоже оформила кабинет английского языка. И очень было радостно на душе, когда инспекторы из областного отдела образования отмечали наши кабинеты в числе лучших. Наши выпускники пишут нам в соцсетях, вспоминают наши «маленькие уютные кабинетики». При всей занятости на работе Тамара Павловна еще и управлялась со своей большой семьей: воспитывала трех сыновей школьников, имела в хозяйстве корову. У нее всегда был полон дом гостей из ее многочисленной родни.

Самый патриотичный предмет – русский язык и литературу по распределению по окончанию пединститута, приехала преподавать в Вожгорскую восьмилетку Пономарева Антонина Афанасьевна. И вся жизнь – как один день, до пенсии. Антонина Афанасьевна учила грамотному русскому языку, любви к русской литературе, поэзии. Она до сих пор влюблена в свой предмет и очень переживает за нынешнюю безграмотность, за утрату сильной позиции русского языка, когда всплывает масса ошибок в печатных текстах, в выступлениях депутатов и других руководящих лиц.

В 1970 году в Койнасскую среднюю школу после окончания физико-математического факультета приехала, тоже по распределению, Саукова (Абрамова) Любовь Петровна. Она обучала койнасских учащихся математике – науке, «которую уже затем учить надо, это она ум в порядок приводит». И тоже более 40 лет посвятила «однажды выбранной профессии». Создала крепкую и дружную семью, построила дом, и стала стопроцентной «койнашанкой», уважаемым человеком на селе.

Среди учителей можно назвать еще не один десяток фамилий, навсегда преданных профессии. Мы знаем врачей, посвятивших свою жизнь здоровью лешуконцев. Нельзя обойти вниманием имя Поташева Сергея Арсентьевича. В 1972 году молодой специалсит возглавил терапевтическое отделение районной больницы и вот уже почти 50 лет он является востребованным врачом.

Аксенов Григорий Федорович закончил АЛТИ, начал работу инженером в лесхозе, много лет он – бессменный директор этого предприятия. Григорий Федорович, заняв место директора, чтобы быть компетентным руководителем, в том же вузе получил еще одно полноценное высшее юридическое образование.

Список специалистов «однажды выбравших свою профессию», преданных ей на всю жизнь может быть продолжен. Я привела пример лишь нескольких патриотов, профессионалов, людей с большой буквы, истинно достойных быть внесенными в «Золотую книгу выпускника» вуза Архангельской области. Честь им и хвала, наше признание и уважение, с пожеланиями здоровья и благополучия.

В. ПОПОВА.

Раздел не найден.

Погода на сегодня
Предложите новость
CAPTCHA

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.